Создание сайта
Хотите узнать секрет нашего лицея?
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
prev
next

Екатерина II. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей»

News image

Юрий Нестеров, ученик НОУ «Петербургский лицей»

News image

Учителя НОУ «Петербургский лицей»

News image

Петр I. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей»

News image

Главная Родителям Виды и причины неправильного навыка письма
Виды и причины неправильного навыка письма PDF Печать E-mail
10.04.2012 21:36

Виды и причины неправильного навыка письма

Все случаи неправильно сформированного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

– неверное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет щепотью, собрав пальчики горсточкой, рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка (карандаш) лежит не на среднем, а на указательном пальце; и др.;

– ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику или, наоборот, очень далеко от него;

– неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть зависает над столом, зависает локоть; и др.;

– неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть находится на месте и др.; слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим;

– ребенок принимает неудобную позу, изгибаясь в сторону, подкладывая под себя ногу, приподнимаясь со стула; и др.

Возможно также сочетание различных вариантов.

В результате получаются извилистые линии, отклоняющиеся от нужного расположения, возникают трудности с изображением мелких деталей букв и рисунка.

Обнаружить проблему можно не только наблюдая за малышом, но и при помощи специальных заданий.

Провести такую проверку желательно не позднее четырех лет, чтобы было время для исправления навыка до школы.

Родителей должен насторожить такой признак недостаточной работы пальцев, как активное поворачивание бумаги при рисовании и закрашивании. Эти виды деятельности вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение ме-

нять направление. Для коррекции и одновременно профилактики нужен систематический контроль. Показав ребенку, как держать карандаш и работать с ним, нужно постоянно следить, выполняет ли он эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6–7 лет могут сами контролировать эти действия. Переделать стереотип нелегко, и сначала ребенку неудобна новая поза пальцев или посадки за столом, поэтому взрослые должны быть настойчивыми и терпеливыми.

При неправильном положении пальцев можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером на верхней фаланге безымянного, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. А если малыш держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, довольно далеко от него), можно нарисовать на ручке черту, ниже ко-торой или выше не должен опускаться или подниматься указательный палец.

Для развития тонкой ручной координации полезными и увлекательными будут занятия

Почему некоторые дошкольники неправильно держат карандаш? Отчего у детей возникают трудности с изображением букв и созданием рисунков? С какими проблемами при освоении графических навыков письма встречаются ученики начальных классов? Как помочь малышам?

Технология

рисованием, аппликацией, лепкой, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей, шитье, вышивка, вязание или макраме. Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет пальцами, т.к. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, у этих детей возникают трудности и при самообслуживании (например, долго

застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол). Многие из них неуравновешенны, возбудимы, излишне подвижны.

Формирование графических навыков письма

Основные группы проблем при обучении школьников графическим навыкам письма:

1. Не выработана прочная связь между зрительными и двигательными образами букв, что

ведет к трудностям при их написании (нестабильность форм, неправильное начертание, отсутствие связанных движений при письме).

2. Тремор, медленный темп письма – следствие несформированности зрительно-дви- гательной координации и пространственных представлений. Нарушение зрительно-моторной координации приводит к нестабильности графических норм (нарушение высоты, ширины, наклона букв). Дети с трудом усваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношения частей, расположения их на строке (рабочая строка не чувствуется). При слегка увеличенной скорости пишут с большим напряжением, тремор усиливается, почерк резко ухудшается.

3. Причина медленного письма – индивидуально-типологическая особенность высшей нервной деятельности: инертность нервных процессов или природная медлительность. Она сказывается и на качестве письма (пропуск букв, слогов, искажение, недописывание слов, предложений, страдает графика). Таких детей нельзя подгонять, им надо позволять работать в доступном для них темпе. Одновременно необходима специальная тренировка по развитию скоростных качеств, т.е. выполнение задания за определенное время.

4. Недоразвитие микромоторики кистей рук и трудности в произвольном управлении тонко-координированными движениями делают почерк искаженным, нестабильным.

5. Трудности в ассоциативных связях и пространственных представлениях приводят к зер-

кальному письму, сложностям при переводе звука в букву, слова в цифру; проблемам в

считывании материала справа налево и размещении снизу вверх, с середины.

6. Недостаточная сформированность внимания, зрительной, двигательной памяти осложняет освоение азов каллиграфии и письма. Но важно отличать недоразвитие определенных психических процессов от индивидуально-типологических особенностей ребенка. Например, природная медлительность сказывается на качестве письма, но не принимает тяжелую форму.

7. Что помогает усвоить каллиграфию? Письмо –продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Не надо в детском саду вкладывать в неуклюжую, еще слабую руку

ручку. Плачевные результаты вызывают у ребенка раздражение, разочарование и нелю-бовь к школе. В ДОУ нужно не писать, а готовить к письму. Рисование, аппликация, лепка, мозаика, плетение создадут атмосферу творчества, интерес к работе. Развитие способностей к воображению, наблюдению, сравнению при наличии успеха играет важную роль для дальнейшего продвижения детей к знаниям.

8. Необходимо изо дня в день поддерживать у ребенка интерес к процессу

Важно заботиться об эстетике работ детей, хвалить ребят за их качественное выполнение, а малышей, отстающих в развитии, – даже за малейшие достижения.

И в саду, и в школе нужно устраивать творческие выставки детских рисунков и поделок. Для подкрепления интереса ребенка к процессу письма и поощрения красивого почерка можно проводить конкурсы на лучшую тетрадь, дневник с вручением приза. И постепенно добиваться, чтобы такие награды получил каждый ученик в классе. Все это благотворно сказывается на формировании уверенной в себе, успешной личности.

Меры для развития тонких движений рук

Исправление неверно сформированного навыка письма дошкольника включает комплекс мер, одновременно направленных и на укрепление здоровья малыша. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти.

Закаливающие процедуры, поддержание гигиенических требований к одежде и микроклимату помещения, соблюдение режима сна и бодрствования, систематические занятия физическими упражнениями – все это относится к эффективным

профилактическим мерам против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Технология

Развитию тонких движений руки способствуют упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Дети, занимающиеся на домашнем мини-стадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и пр. содействуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребенке есть такая возможность, но для той же цели можно успешно использовать снаряды детских площадок во дворах. Это особенно полезно неуравновешенным, возбудимым детям. Когда такому ребенку исполнится 5 лет, родителям следует проконсультироваться с врачом по поводу того, каким видом спорта ему лучше заниматься дополнительно к занятиям, развивающим координацию руки. Это могут быть оздоровительный бег и плавание, теннис и бадминтон, хореография и др. Хорошее подспорье в работе мам и пап – тесный контакт с ДОУ. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у сына или дочки в различных видах ручной деятельности, а также получат рекомендации по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др. Обнаружив у ребенка неверный навык письма, важно обратить на это внимание воспитателя. Это

обеспечит преемственность контроля за формированием правильного навыка в семье и школьном учреждении и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

 

Новые фото



Поиск

Кто на сайте

Сейчас 643 гостей онлайн