Екатерина II. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей» |
Учителя НОУ «Петербургский лицей» |
Юрий Нестеров, ученик НОУ «Петербургский лицей» |
Петр I. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей» |
Урок русского языка в 3 классе по теме «Склонение имён существительных (общее понятие) с ИКТ |
16.02.2015 22:00 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: урок изучения нового материала (урок открытия нового знания). Цель: - Познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного-склонением. Задачи: Образовательные: - Создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных и названий падежей, 6-ти парами падежных вопросов; Развивающие: - Формировать умение формулировать учебную задачу, ставить цель, отвечать на вопросы, делать выводы, развивать грамотную устную и письменную речь; Воспитательные: - Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи при работе в парах и в течение всего урока. УУД:
- Умение формировать тему и цели урок; - Умение составлять последовательность действий; - Контроль своей деятельности; - Умение оценивать процесс и результат деятельности.
- Умение строить устные высказывания, формулировать проблему и решать её; - Поиск и выделение информации; - Установление причинно-следственных связей.
- Умение слушать и слышать учителя, ученика; - Вступать в диалог; - Сотрудничать с другими в решении учебных задач; - Оценивать себя и работу в паре; - Формулировать собственное мнение.
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; - Осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; - Готовность открыто выражать свою позицию на уроке; - Самооценка. Планируемые результаты: - Ученики познакомятся с новыми понятиями русского языка: падеж, имя существительное, склонение; - Научатся склонять (изменять по падежам) имена существительные. Основные понятия: склонение, падежи русского языка. Меж предметные связи: связь с уроком окружающего мира. Ресурсы:
Ход урока:
Запишем: 29 января. Классная работа. На доске запись: картина аллея овес а а ? - Определите букву, которую нужно написать вместо знака вопроса. Ответ обоснуйте. (В слове картина непроверяемая безударная гласная а-пишу букву а, … Букву о мы будем писать в сочетании с согласными буквами двусложного слова) - Какие согласные войдут в цепочку? -
Определите порядок следования: (Учитель открывает блоки на доске) - Самый красивый блок в записи подчеркните. - Что такое овёс? (Это хлебный злак) - Запишем предложение: В колосках овса зреют зёрна. (Сделать синтаксический разбор) - Какое слово вызвало затруднение? (колосках) - Какая орфограмма? - Как проверить? ! Почему для записи слова ОВСА надо было изменить окончание имени существительного? -
Что такое окончание? Итак, каких слов какой части речи было больше при выполнении работы? - Что такое имя существительное? Расскажите.
- Всё повторили, и мы идём дальше. Сегодня продолжим путешествовать по страничкам учебника русского языка и по дорожкам русского языка. - Сегодня мы будем исследователями.
- Поэтому мы будем исследователями морфологии. -
На доске написаны пословицы. Прочитайте их. Всё ли понятно?
- На что обратили внимание? - Какая ошибка при записи? - Проблема:
- Так какова будет тема нашего урока? (дети выводят сами, учитель открывает запись на доске)
- Сформулируйте цель. (Научиться правильно изменять имена существительные по вопросам, изменяя окончания существительных.
Учитель работает на доске, дети – в тетрадях.
Вместе: Что? Дел
Без чего? Без дел
Чему? Дел За что? За дел
За чем? За дел О чём? О дел Дети задают вопросы от главного слова к слову ДЕЛО, объясняют смысл пословиц. Учитель на доске изменяет окончание существительного ДЕЛО. Делаем вывод:
- А как же, ребята, называется изменение имён существительных по вопросам? - Где получим информацию?
- Откуда пошло название падежей. (рассказ учителя – сказка). Он ещё не родился, у него уже было имя – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Он родился - стал РОДИТЕЛЬНЫМ. Он подрастал, его угощали, ему что то давали – стал ДАТЕЛЬНЫЙ. Он рос, озорничал, его винили – стал ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Он подрос, стал творить, делать добрые дела – ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Он предлагал свою помощь, помогал слабым – ПРЕДЛОЖНЫЙ. - В русском языке 6 падежей, свои вопросы у каждого падежа. Наша задача выучить и понять их. - В других языках мира иначе. В немецком – 4, у финнов – 15. -
Каждый падеж занимает свою ступеньку на лестнице. Они идут по порядку. Чтобы лучше запомнить, поможет шутка:
- Работа в рабочей тетради с. 28 № 59, 60.(1 столбик)
Методы осуществления учебно-познавательной деятельности: Беседа, объяснение, проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных проблем). Методы стимулирования и мотивации: Эмоциональные (создание успеха), волевые (предъявление учебных требований). Методы контроля и самоконтроля: Рефлексия, работа в паре.
Технологическая карта
|