Хотите узнать секрет нашего лицея?
  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
prev
next

Учителя НОУ «Петербургский лицей»

News image

Екатерина II. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей»

News image

Петр I. 1 сентября 2009. НОУ «Петербургский лицей»

News image

Юрий Нестеров, ученик НОУ «Петербургский лицей»

News image

Главная Страницы учителей Кошурникова Галина Николаевна Мягкий знак на конце существительных после шипящих (разработка урока)
Мягкий знак на конце существительных после шипящих (разработка урока) PDF Печать E-mail
01.03.2016 15:23

Тема: « Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

 

Цели:

  • Закрепить умения определять род имён существительных
  • Познакомиться с новой орфограммой
  • Проверить сформированность понятий Ь знак- знак мягкости, Ь знак разделительный.                                      
  • Выявить грамматическую функцию Ь знака как показателя cуществительных Ж.Р.с шипящей на конце путём исследовательской работы
  • Развивать память, мышление, внимание.
  • Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, коллективно, в паре.
  • Воспитывать уважение к родному языку.

   Краткий план урока

1.Организационный момент.

2 Введение в урок.

3. Повторение и закрепление знаний и умений.

 4. Актуализация знаний.

5. Минутка чистописания.

6.Подготовка к восприятию нового материала.

7. Открытие детьми нового знания.

8. Физкультминутка.

9.Работа с учебником

10.  Закрепление изученного.

11.Обобщение и систематизация знаний.

12.Задание на дом.

13.Подведение итогов.

12. Рефлексия.

                                   Ход урока

                1.Организационный момент.

Готовность к уроку

-А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Все готовы получать

Только лишь отметку « пять»

-Сегодня мы продолжим изучать тему « Имя существительное» и откроем ещё одну звезду. Но вот как она называется – это ещё секрет, который нам и предстоит открыть.

- На уроке нам необходимы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

. 2. Введение в урок.

-Мы изучаем большую тему « Имя существительное» Что узнали об этой части речи?

(дети отвечают с опорой на схему:

 (Имя существительное – это часть речи,

                                                                                                                     В это время 1 ученик работает « по секрету».                2 ученик « по секрету» самостоятельно на оборотной

                                                                         ОТВЕЧАЕТ  …                  (самостоятельно) на оборотной стороне доски                                                    стороне доски               

                                                                        ОБОЗНАЧАЕТ…                  Задание: определи род имён существительных и докажи  Задание: запиши слова в 2 столбика

                                                                         ИЗМЕНЯЕТСЯ…                                 из шалаша (шалаш – он, мой – м.р.) и т.д.                             День, платье,пеньки,вьюга, семья, огоньки, мать,

                                                                         ИМЕЕТ…                                              у жука                                                  деревья

                                                                                                                                        от чужака                                                                                                                                        -Объясни, по какому признаку слова разделены на

( Дети приводят примеры имён существительных и доказывают)                         с шишкой                                                                                                                                        группы? Допиши по 2 слова в каждую группу.

                                                                                                                                        на плече

-Как определить род имени существительного?

(Рассказывают с опорой на схему:1,Поставить в начальную форму;

.                                                          2.Подставить местоимение: он –М,Р,,она – Ж,Р, оно – СР,Р,

-Проверим задание « по секрету».    Правило.

3.Повторение и закрепление знаний и умений.

-Определите род имён существительных.

 ( На доске словосочетания)

Ходил по дорожке

 

Познакомился с другом

 

Написал о погоде

 

,

4.Актуализация знаний

-,Ещё раз внимательно прочитайте слова из 1 задания « по секрету». Группа каких согласных звуков встречается в этих словах чаще других?

(Шипящие согласные звуки)

-Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их( ч,ш.щ,ж)

 ( карточки со звуками вывешиваются на доску)

                                         [Ж,Ш,Ч’,Щ’]    ([Ж, Ш] –звуковая схема синего цвета,[ Щ’,Ч’] –звуковая схема зелёного цвета)

-Охарактеризуйте их.

5.Минутка чистописания

 

-Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами?( жи-ши, ча-ща, чу-щу)

-На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами

4. Подготовка учеников  к восприятию нового материала

-Прочитайте пословицы

« Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье - луч света, а неученье – тьма.

 

-Что общего в этих пословицах?

( Об учёбе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с ь.)

-А что за буква Ь?

-Обозначает ли она звук?

-Зачем же она нужна тогда в русс.яз.?

Проверка2 задания « по секрету»

Обобщение: Ь в словах выполняет 2 работы: знак мягкости и разделительный.

5.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

-В какую группу вы запишите слово « речь»? Почему?

- Для чего в нем пишется Ь?

В древности у одних имён существительных после шипящих стояли Ъ илиЬ. Затем Ъ исчез, а Ь остался. Почему? Вот этот секрет нам и предстоит отгадать.

Наблюдение над словом.

-На какой звук оканчивается слово?( мягкий непарный)

-Если я закрою Ь, изменится ли произношение слова?

-Нужен ли здесь Ь для обозначения мягкости?

-Перед вами слова( читаем) Подберём синонимы.

Тьма –              ночь

Поддержка –    помощь

Спокойствие –  тишь

Ребята –            молодёжь

Вывод: Ь не указывает на мягкость, Звуки[ Ч’] и [Щ’] и без него мягкие, Звуки[ Ш] и [Ж] как произносились твёрдо, так и произносятся твёрдо.

-Значит в первую группу эти слова не отнесем?

_Во вторую тоже не входят, т.к. разделять Ь знаку нечего.

- Это какая-то новая работа Ь. Хотите узнать? Надо нам выяснить, почему в сущ., оканчивающихся на шипящий в ед. числе пишется Ь

Я предлагаю вам ещё одно слово - ЛУЧ. Но почему в этом слове нет Ь? Может быть допущена ошибка?

ТОВАРИЩ?

ЧИЖ?

-Давайте сформулируем цель нашего урока.

.

-Мы должны узнать, почему в сущ. после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других нет?

Научиться правильно писать имена существительные с шипящей на конце.

3.Открытие детьми нового знания.

Работа в паре. (Выдаются задания на листах)

-Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя инструкцию,обсудив проблему, выполните задание.

Алгоритм исследования:

  • 1.Прочитай слово.
  • Определи род.
  • Какие звуки слышатся на конце?
  • Определи, на какие группы можно распределить слова?
  • Запиши слова в два столбика
  • Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
  • Сделайте вывод, сформулируйте правило.

Слова на карточках: Вещь, дочь, врач, ложь ,малыш, мышь.( задание выполняется на листах.

Вывод: Ь после шипящих на конце существительных пишется только в сущ. Ж.Р.в ед. ч.В существительных. М.Р. с шипящей на конце Ь не пишется. Это орфограмма.

.

-Какова же работа Ь в этих словах? ( Грамматическая, он указывает на род)

Есть Ь знак после шипящего – существительное Ж.р.

Нет Ь знака после шипящего – существительное М.р.

 

4.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

5.Работа с учебником

-Давайте проверим, правы ли мы?

с 31,32( правило)

6.Первичное закрепление

-Работа со словосочетаниями.

Верный товарищ?  любимая доч?,полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?, ( записать словосочетание, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм)

-Какие слова нам ещё оказывают помощь в определении рода имени существительного ?( прилагательные)

7.Закрепление изученного.

1.Практическая работа на карточках.

Индивидуальная.

[Бор'щ’]  - он (м.р.) -борщ                                  [ луч’] -

 [кл’уч’]  -                                                             [лош]     -

[л’эщ’]    -                                                             [глуш]   -

[м’элач’] -                                                             [уш]       -

Самопроверка+ самооценка.

-А почему Ь знак пишется в словах ( карточка на доске)

ОКУНЬ  - (он) – М.Р.

ДЕНЬ

ЛИНЬ

- Ведь это тоже существительные мужского рода?

(Ь знак в данных словах играет роль показателя мягкости)

2. Выполнение упражнения №53 с 32 учебника. Взаимопроверка.

Вывод.

3.Тест ( самостоятельная работа)

Используются КИМы

8 Обобщение и систематизация знаний и умений

-Какова была цель нашего урока?

-Какой секрет мы открыли?

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если ЖР, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем РОЖЬ,

МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ и МОЛОДЕЖЬ.

Если род мужской у слова,

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач.

 

- На доске сказочные слова. Как их написать правильно?

 

ПЯШЛАЯ КУШ?

БУРЯВЫЙ ПУПОЛОШ?

ВЕРООКАЯ ТРЫШ?

8. Задание на дом

1ряд-

2 ряд-

3ряд-

9.Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали о Ь?

-Что было легко? Что было трудно?

-Что понравилось?

Рефлексия

-Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах ( они разного цвета) Прикрепите соответствующую звёздочку к доске.

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтую.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.

Обновлено для 01.03.2016 15:29
 

Новые фото



Поиск

Кто на сайте

Сейчас 295 гостей онлайн

Версия для слабовидящих

  • Большой шрифт
  • Крупный шрифт
  • Инверсия
  • Контраст

Ссылки

министерство

 

мин ко