Мягкий знак на конце существительных после шипящих (разработка урока) Печать
01.03.2016 15:23

Тема: « Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

 

Цели:

  • Закрепить умения определять род имён существительных
  • Познакомиться с новой орфограммой
  • Проверить сформированность понятий Ь знак- знак мягкости, Ь знак разделительный.                                      
  • Выявить грамматическую функцию Ь знака как показателя cуществительных Ж.Р.с шипящей на конце путём исследовательской работы
  • Развивать память, мышление, внимание.
  • Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, коллективно, в паре.
  • Воспитывать уважение к родному языку.

   Краткий план урока

1.Организационный момент.

2 Введение в урок.

3. Повторение и закрепление знаний и умений.

 4. Актуализация знаний.

5. Минутка чистописания.

6.Подготовка к восприятию нового материала.

7. Открытие детьми нового знания.

8. Физкультминутка.

9.Работа с учебником

10.  Закрепление изученного.

11.Обобщение и систематизация знаний.

12.Задание на дом.

13.Подведение итогов.

12. Рефлексия.

                                   Ход урока

                1.Организационный момент.

Готовность к уроку

-А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Все готовы получать

Только лишь отметку « пять»

-Сегодня мы продолжим изучать тему « Имя существительное» и откроем ещё одну звезду. Но вот как она называется – это ещё секрет, который нам и предстоит открыть.

- На уроке нам необходимы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

. 2. Введение в урок.

-Мы изучаем большую тему « Имя существительное» Что узнали об этой части речи?

(дети отвечают с опорой на схему:

 (Имя существительное – это часть речи,

                                                                                                                     В это время 1 ученик работает « по секрету».                2 ученик « по секрету» самостоятельно на оборотной

                                                                         ОТВЕЧАЕТ  …                  (самостоятельно) на оборотной стороне доски                                                    стороне доски               

                                                                        ОБОЗНАЧАЕТ…                  Задание: определи род имён существительных и докажи  Задание: запиши слова в 2 столбика

                                                                         ИЗМЕНЯЕТСЯ…                                 из шалаша (шалаш – он, мой – м.р.) и т.д.                             День, платье,пеньки,вьюга, семья, огоньки, мать,

                                                                         ИМЕЕТ…                                              у жука                                                  деревья

                                                                                                                                        от чужака                                                                                                                                        -Объясни, по какому признаку слова разделены на

( Дети приводят примеры имён существительных и доказывают)                         с шишкой                                                                                                                                        группы? Допиши по 2 слова в каждую группу.

                                                                                                                                        на плече

-Как определить род имени существительного?

(Рассказывают с опорой на схему:1,Поставить в начальную форму;

.                                                          2.Подставить местоимение: он –М,Р,,она – Ж,Р, оно – СР,Р,

-Проверим задание « по секрету».    Правило.

3.Повторение и закрепление знаний и умений.

-Определите род имён существительных.

 ( На доске словосочетания)

Ходил по дорожке

 

Познакомился с другом

 

Написал о погоде

 

,

4.Актуализация знаний

-,Ещё раз внимательно прочитайте слова из 1 задания « по секрету». Группа каких согласных звуков встречается в этих словах чаще других?

(Шипящие согласные звуки)

-Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их( ч,ш.щ,ж)

 ( карточки со звуками вывешиваются на доску)

                                         [Ж,Ш,Ч’,Щ’]    ([Ж, Ш] –звуковая схема синего цвета,[ Щ’,Ч’] –звуковая схема зелёного цвета)

-Охарактеризуйте их.

5.Минутка чистописания

 

-Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами?( жи-ши, ча-ща, чу-щу)

-На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами

4. Подготовка учеников  к восприятию нового материала

-Прочитайте пословицы

« Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье - луч света, а неученье – тьма.

 

-Что общего в этих пословицах?

( Об учёбе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с ь.)

-А что за буква Ь?

-Обозначает ли она звук?

-Зачем же она нужна тогда в русс.яз.?

Проверка2 задания « по секрету»

Обобщение: Ь в словах выполняет 2 работы: знак мягкости и разделительный.

5.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

-В какую группу вы запишите слово « речь»? Почему?

- Для чего в нем пишется Ь?

В древности у одних имён существительных после шипящих стояли Ъ илиЬ. Затем Ъ исчез, а Ь остался. Почему? Вот этот секрет нам и предстоит отгадать.

Наблюдение над словом.

-На какой звук оканчивается слово?( мягкий непарный)

-Если я закрою Ь, изменится ли произношение слова?

-Нужен ли здесь Ь для обозначения мягкости?

-Перед вами слова( читаем) Подберём синонимы.

Тьма –              ночь

Поддержка –    помощь

Спокойствие –  тишь

Ребята –            молодёжь

Вывод: Ь не указывает на мягкость, Звуки[ Ч’] и [Щ’] и без него мягкие, Звуки[ Ш] и [Ж] как произносились твёрдо, так и произносятся твёрдо.

-Значит в первую группу эти слова не отнесем?

_Во вторую тоже не входят, т.к. разделять Ь знаку нечего.

- Это какая-то новая работа Ь. Хотите узнать? Надо нам выяснить, почему в сущ., оканчивающихся на шипящий в ед. числе пишется Ь

Я предлагаю вам ещё одно слово - ЛУЧ. Но почему в этом слове нет Ь? Может быть допущена ошибка?

ТОВАРИЩ?

ЧИЖ?

-Давайте сформулируем цель нашего урока.

.

-Мы должны узнать, почему в сущ. после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других нет?

Научиться правильно писать имена существительные с шипящей на конце.

3.Открытие детьми нового знания.

Работа в паре. (Выдаются задания на листах)

-Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя инструкцию,обсудив проблему, выполните задание.

Алгоритм исследования:

  • 1.Прочитай слово.
  • Определи род.
  • Какие звуки слышатся на конце?
  • Определи, на какие группы можно распределить слова?
  • Запиши слова в два столбика
  • Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
  • Сделайте вывод, сформулируйте правило.

Слова на карточках: Вещь, дочь, врач, ложь ,малыш, мышь.( задание выполняется на листах.

Вывод: Ь после шипящих на конце существительных пишется только в сущ. Ж.Р.в ед. ч.В существительных. М.Р. с шипящей на конце Ь не пишется. Это орфограмма.

.

-Какова же работа Ь в этих словах? ( Грамматическая, он указывает на род)

Есть Ь знак после шипящего – существительное Ж.р.

Нет Ь знака после шипящего – существительное М.р.

 

4.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

5.Работа с учебником

-Давайте проверим, правы ли мы?

с 31,32( правило)

6.Первичное закрепление

-Работа со словосочетаниями.

Верный товарищ?  любимая доч?,полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?, ( записать словосочетание, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм)

-Какие слова нам ещё оказывают помощь в определении рода имени существительного ?( прилагательные)

7.Закрепление изученного.

1.Практическая работа на карточках.

Индивидуальная.

[Бор'щ’]  - он (м.р.) -борщ                                  [ луч’] -

 [кл’уч’]  -                                                             [лош]     -

[л’эщ’]    -                                                             [глуш]   -

[м’элач’] -                                                             [уш]       -

Самопроверка+ самооценка.

-А почему Ь знак пишется в словах ( карточка на доске)

ОКУНЬ  - (он) – М.Р.

ДЕНЬ

ЛИНЬ

- Ведь это тоже существительные мужского рода?

(Ь знак в данных словах играет роль показателя мягкости)

2. Выполнение упражнения №53 с 32 учебника. Взаимопроверка.

Вывод.

3.Тест ( самостоятельная работа)

Используются КИМы

8 Обобщение и систематизация знаний и умений

-Какова была цель нашего урока?

-Какой секрет мы открыли?

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если ЖР, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем РОЖЬ,

МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ и МОЛОДЕЖЬ.

Если род мужской у слова,

Нету знака никакого!

И тогда пиши: калач,

Врач, малыш, гараж и грач.

 

- На доске сказочные слова. Как их написать правильно?

 

ПЯШЛАЯ КУШ?

БУРЯВЫЙ ПУПОЛОШ?

ВЕРООКАЯ ТРЫШ?

8. Задание на дом

1ряд-

2 ряд-

3ряд-

9.Подведение итогов урока

-Что нового вы узнали о Ь?

-Что было легко? Что было трудно?

-Что понравилось?

Рефлексия

-Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах ( они разного цвета) Прикрепите соответствующую звёздочку к доске.

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтую.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.

Обновлено для 01.03.2016 15:29