Мягкий знак на конце существительных после шипящих (разработка урока) |
01.03.2016 15:23 |
Тема: « Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цели:
Краткий план урока 1.Организационный момент. 2 Введение в урок. 3. Повторение и закрепление знаний и умений. 4. Актуализация знаний. 5. Минутка чистописания. 6.Подготовка к восприятию нового материала. 7. Открытие детьми нового знания. 8. Физкультминутка. 9.Работа с учебником 10. Закрепление изученного. 11.Обобщение и систематизация знаний. 12.Задание на дом. 13.Подведение итогов. 12. Рефлексия. Ход урока 1.Организационный момент. Готовность к уроку -А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Все готовы получать Только лишь отметку « пять» -Сегодня мы продолжим изучать тему « Имя существительное» и откроем ещё одну звезду. Но вот как она называется – это ещё секрет, который нам и предстоит открыть. - На уроке нам необходимы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями. . 2. Введение в урок. -Мы изучаем большую тему « Имя существительное» Что узнали об этой части речи? (дети отвечают с опорой на схему: (Имя существительное – это часть речи, В это время 1 ученик работает « по секрету». 2 ученик « по секрету» самостоятельно на оборотной ОТВЕЧАЕТ … (самостоятельно) на оборотной стороне доски стороне доски ОБОЗНАЧАЕТ… Задание: определи род имён существительных и докажи Задание: запиши слова в 2 столбика ИЗМЕНЯЕТСЯ… из шалаша (шалаш – он, мой – м.р.) и т.д. День, платье,пеньки,вьюга, семья, огоньки, мать, ИМЕЕТ… у жука деревья от чужака -Объясни, по какому признаку слова разделены на ( Дети приводят примеры имён существительных и доказывают) с шишкой группы? Допиши по 2 слова в каждую группу. на плече -Как определить род имени существительного? (Рассказывают с опорой на схему:1,Поставить в начальную форму; . 2.Подставить местоимение: он –М,Р,,она – Ж,Р, оно – СР,Р, -Проверим задание « по секрету». Правило. 3.Повторение и закрепление знаний и умений. -Определите род имён существительных. ( На доске словосочетания) Ходил по дорожке
Познакомился с другом
Написал о погоде
, 4.Актуализация знаний -,Ещё раз внимательно прочитайте слова из 1 задания « по секрету». Группа каких согласных звуков встречается в этих словах чаще других? (Шипящие согласные звуки) -Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их( ч,ш.щ,ж) ( карточки со звуками вывешиваются на доску) [Ж,Ш,Ч’,Щ’] ([Ж, Ш] –звуковая схема синего цвета,[ Щ’,Ч’] –звуковая схема зелёного цвета) -Охарактеризуйте их. 5.Минутка чистописания
-Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами?( жи-ши, ча-ща, чу-щу) -На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв. Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами 4. Подготовка учеников к восприятию нового материала -Прочитайте пословицы « Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье - луч света, а неученье – тьма.
-Что общего в этих пословицах? ( Об учёбе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с ь.) -А что за буква Ь? -Обозначает ли она звук? -Зачем же она нужна тогда в русс.яз.? Проверка2 задания « по секрету» Обобщение: Ь в словах выполняет 2 работы: знак мягкости и разделительный. 5.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи -В какую группу вы запишите слово « речь»? Почему? - Для чего в нем пишется Ь? В древности у одних имён существительных после шипящих стояли Ъ илиЬ. Затем Ъ исчез, а Ь остался. Почему? Вот этот секрет нам и предстоит отгадать. Наблюдение над словом. -На какой звук оканчивается слово?( мягкий непарный) -Если я закрою Ь, изменится ли произношение слова? -Нужен ли здесь Ь для обозначения мягкости? -Перед вами слова( читаем) Подберём синонимы. Тьма – ночь Поддержка – помощь Спокойствие – тишь Ребята – молодёжь Вывод: Ь не указывает на мягкость, Звуки[ Ч’] и [Щ’] и без него мягкие, Звуки[ Ш] и [Ж] как произносились твёрдо, так и произносятся твёрдо. -Значит в первую группу эти слова не отнесем? _Во вторую тоже не входят, т.к. разделять Ь знаку нечего. - Это какая-то новая работа Ь. Хотите узнать? Надо нам выяснить, почему в сущ., оканчивающихся на шипящий в ед. числе пишется Ь Я предлагаю вам ещё одно слово - ЛУЧ. Но почему в этом слове нет Ь? Может быть допущена ошибка? ТОВАРИЩ? ЧИЖ? -Давайте сформулируем цель нашего урока. . -Мы должны узнать, почему в сущ. после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других нет? Научиться правильно писать имена существительные с шипящей на конце. 3.Открытие детьми нового знания. Работа в паре. (Выдаются задания на листах) -Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя инструкцию,обсудив проблему, выполните задание. Алгоритм исследования:
Слова на карточках: Вещь, дочь, врач, ложь ,малыш, мышь.( задание выполняется на листах. Вывод: Ь после шипящих на конце существительных пишется только в сущ. Ж.Р.в ед. ч.В существительных. М.Р. с шипящей на конце Ь не пишется. Это орфограмма. . -Какова же работа Ь в этих словах? ( Грамматическая, он указывает на род) Есть Ь знак после шипящего – существительное Ж.р. Нет Ь знака после шипящего – существительное М.р.
4.Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. 5.Работа с учебником -Давайте проверим, правы ли мы? с 31,32( правило) 6.Первичное закрепление -Работа со словосочетаниями. Верный товарищ? любимая доч?,полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?, ( записать словосочетание, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм) -Какие слова нам ещё оказывают помощь в определении рода имени существительного ?( прилагательные) 7.Закрепление изученного. 1.Практическая работа на карточках. Индивидуальная. [Бор'щ’] - он (м.р.) -борщ [ луч’] - [кл’уч’] - [лош] - [л’эщ’] - [глуш] - [м’элач’] - [уш] - Самопроверка+ самооценка. -А почему Ь знак пишется в словах ( карточка на доске) ОКУНЬ - (он) – М.Р. ДЕНЬ ЛИНЬ - Ведь это тоже существительные мужского рода? (Ь знак в данных словах играет роль показателя мягкости) 2. Выполнение упражнения №53 с 32 учебника. Взаимопроверка. Вывод. 3.Тест ( самостоятельная работа) Используются КИМы 8 Обобщение и систематизация знаний и умений -Какова была цель нашего урока? -Какой секрет мы открыли? Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если ЖР, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем РОЖЬ, МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ и МОЛОДЕЖЬ. Если род мужской у слова, Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач.
- На доске сказочные слова. Как их написать правильно?
ПЯШЛАЯ КУШ? БУРЯВЫЙ ПУПОЛОШ? ВЕРООКАЯ ТРЫШ? 8. Задание на дом 1ряд- 2 ряд- 3ряд- 9.Подведение итогов урока -Что нового вы узнали о Ь? -Что было легко? Что было трудно? -Что понравилось? Рефлексия -Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах ( они разного цвета) Прикрепите соответствующую звёздочку к доске. -Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – жёлтую. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую. |
Обновлено для 01.03.2016 15:29 |